ноябрь 2018
+18
<
Рекомендуем читать этот номер на компьютере.
истории
Христианские конфессии Белгорода: евангелисты, адвентисты, баптисты, пятидесятники
Помимо представителей всем знакомых церквей, католической и православной, в Белгороде есть последователи и других христианских конфессий. В рамках дисциплины «Интернет-журналистика» преподавателя Ирины Карпенко студенты третьего курса подготовили о них большой текст.
| Христиане Веры Евангельской — Евангелисты
Автор: Юлия Беккер
Частный сектор. Ничем не примечательный район. Я узнала, что на верном пути, только благодаря небольшой табличке «Дом молитв» и деревянному кресту на соседней постройке. Возле дома толпились люди. Солнце пригревало, кто-то в солнцезащитных очках. На какой-то момент показалось, что эти люди просто собрались на майские праздники, чтобы пожарить шашлык.

Так начался мой поход в евангельскую церковь «Слово истины». На собрании подчеркнули, что зарегистрированы как церковная организация и не являются сектой.

— Христос воскрес!
— Воистину воскрес.

— Здравствуйте, рады вас видеть, проходите, — про себя отмечаю дружелюбную интонацию.

Внутри обычный дом. Кухня, коридор, два туалета — мужской и женский, комната с фортепиано, детскими поделками и книгами и зал, где проходит служба.

Я пришла раньше и заняла свободное место, хотя людей уже собралось достаточно. На импровизированной сцене репетировали: играли на барабанах и гитаре что-то мелодичное, похожее на поп-музыку. Со мной заговаривали прихожане церкви. Какой-то дедушка сказал, что я заняла его место. Пришлось пересесть. Я оказалась в той части, где были места для людей постарше и пожилых. Конкретного разграничения кто где сидит нет, но есть неформальное закрепление места, как в школе с партами.

Голова немного в тумане. «Сейчас мы познакомим тебя с молодежью», — слышится незнакомый голос. Одна из прихожанок поинтересовалась, как я попала в церковь. Оказалось, что чаще всего новых членов приводят знакомые, поэтому мой приход удивителен. Позже меня представили ещё нескольким ребятам. Они тоже были примерно моего возраста, все очень дружелюбные. В глаза бросилось, что многие женщины были в брюках. Хотя все, кто в дальнейшем выступал, выходили в юбках или платьях. Девушки выглядели вполне обычно, что меня немного удивило, ведь в голове есть стереотип о религиозных девушках. Однако любую из них можно встретить в магазине возле дома.

Началась служба. Пастырь сказал небольшое приветственное слово, а затем выступила молодежь. Пели про Бога. В конце кто-то из выступающих даже заплакал. Многие из прихожан подпевали и молились. Обращаясь к Богу, прихожане расставляли руки в стороны, повернув ладони вверх. Глаза некоторых были закрыты. Передо мной, в первом ряду, стояла женщина. Хлопала она неуверенно, наверное, пришла в первый раз. Новеньких в толпе видно сразу: робкие и неловкие.
Источник: vk.com/belgorod_church
После выступления ребят началась молитва. Привычного православного понимания этого действа в церкви не оказалось: никто не кланялся и не крестился. Вышли трое солистов. Все встали. Снова заиграли песни. После этого детей увели в другую комнату на проповедь, взрослые остались в зале. Так как это было пасхальное воскресенье, проповедь была соответствующая: говорили о библейских случаях воскресения.

Библия трактуется пастором весьма метафорично. На проекторе для подтверждения слов проповеди выводились цитаты из Евангелия с указанием частей и автора (от Матфея, от Иоанна). Рассматривались эти примеры как подтверждение того, что Бог всегда рядом, нужно довериться ему. Всегда должна быть надежда. После повествований пастырь пригласил всех новеньких на сцену. Некоторых он знал.

Я вышла практически последней. Меня вывела за руку одна из прихожанок, списывая мое поведение на стеснение. Одним пастырь говорил слова утешения, над другими читал молитвы. Все это происходило под грустную мелодичную музыку. Многие плакали. Раздавали салфетки.

На службе не обошлось и без притчи о сеющих и пожинающих. После нее кто-то вышел с ящичками для десятины и просто пожертвований. Укоризненных взглядов на тех, кто игнорировал призыв к сеянию, не было. Игнорировали преимущественно новенькие.

Служба закончилась. Стали накрывать столы и ставить угощения. Так прошел где-то час. Все сели за праздничный стол. Мне досталось место поодаль от молодежи. Среди пирогов, салатов, курицы виднелись и куличи. Как мне потом объяснили, они воспринимаются верующими как не более чем пирожные.

Я ушла, пока все еще сидели за столом. Со мной очень тепло попрощались, пригласив на следующую службу. Я открыла калитку и пошла на остановку.
| Евангельские Христиане-Баптисты «Святой Троицы»
Автор: Анна Пилипец
Церковь Евангельских Христиан-Баптистов «Святой Троицы» совершенно не похожа на православную. Здесь нет икон, свечей, алтаря и многих других атрибутов. Баптисты считают, что поклонение иконам Богородицы и другим Святым — это сотворение кумира, поскольку они были просто людьми. Свечи относят к элементам средневековой культуры. Так как же проходят службы у баптистов? Узнать это можно только одним способом: отправиться к ним в церковь.

Теплое весеннее утро. Прихожане спешат на воскресную службу. Чтобы попасть в баптистскую церковь, от автобусной остановки нужно пройти ровно тысячу шагов вниз по улице. Это обычный частный дом. И только вывеска с крестом и надписью «Иисус Христос есть путь и истина и жизнь» помогает понять, что это храм божий. За массивной железной дверью, обрамлённой яркими цветами, слышен мелодичный завораживающий женский голос.

Вхожу внутрь и замираю на минуту, чтобы оглядеться. Светлая просторная комната с большими окнами, значительную ее часть занимают скамьи для прихожан. Хор исполняет какую-то песню. Слов разобрать не успеваю, вот уже песня заканчивается и в зале становится очень тихо. Немного неловкая ситуация. Сажусь с краю и наблюдаю за происходящим.

В центре что-то вроде небольшой сцены, на которую выходит брат Александр для толкования притчи о блудном сыне. В этой церкви нет иерархии, поэтому любой верующий мужчина может выступить на воскресной службе. Зал наполнен звонким детским смехом. Рядом со сценой стоит девушка, повторяющая проповеди, молитвы и песни на языке жестов.

Вот уже брат Александр закончил свою речь, все встают для молитвы. Готовых текстов нет, молятся своими словами, так, как подсказывает сердце. Креститься тоже не принято. Вот уже молитва окончена. На сцене появляются дети для исполнения песни. Пение ребят вызывает улыбки на лицах даже самых мрачных и задумчивых гостей церкви.
Источник: vk.com/club90319315
Пастырь выходит на сцену для проповеди. Рассказывая о страданиях Христа на Голгофе, он резко замолкает, склонив голову над трибуной. На протяжении минуты в зале царит звенящая тишина. «Господи, кто я такой? Я ищу спасения у Тебя. Я молю прощения у Тебя», — произнес он дрожащим голосом, встал на колени и заплакал. Все поднялись со своих мест и стали молиться.

Перед собравшимися появилась заплаканная женщина, повторяя только одну фразу: «Прости меня, прости меня, Господи» — на протяжении нескольких минут рыдая навзрыд. От такого искреннего раскаяния на глазах невольно наворачиваются слёзы. Она просит прощения у Бога, исповедуется перед ним. Многие плачут и умоляют Бога о прощении.

Напряжение витает в воздухе. Пастырь объявляет, что пора поздравить наших именинников. Все вместе поём для них песню «Бог тебя хранит, ведь это счастье. Бог тебя вовек благословит». Это слегка разряжает обстановку и поднимает настроение.

Самая приятная часть — финальная. Сидящая рядом женщина крепко меня обнимает и желает счастья. Это добрая традиция церкви: все друг друга обнимают. А ведь я раньше думала, что объятий много не бывает. Оказывается, бывает…

Тут за спиной слышен голос:
— Ты новенькая?
Обернувшись, я увидела молодую девушку примерно моего возраста в нежно-голубом платье.
— Да. Я здесь впервые. Захотела просто посмотреть на службу, — немного неуверенно сказала я.
— А как ты о нас узнала? — спросила девушка, улыбнувшись.
— Просто наткнулась на группу во «Вконтакте» и решила посмотреть, — ответила я более уверенным тоном.
— Серьезно? Бывает же так! — удивленно переспросила меня незнакомка и засмеялась.

Незнакомкой оказалась Юля, очень приятная и вежливая девушка. Разговор завязался сам собой. «Могу ли я ходить в церковь, не исповедуя никакой религии?» — спросила я Юлю. Услышала следующее: «Запомни, церковь — это не храм святых, а больница для грешников. К тому же у нас проходят молодежные собрания, где мы подробно разбираем Библию, пытаясь ее понять. Ждем на них тебя и всегда будем рады видеть».

Время летит незаметно. Вдруг оживленную беседу прерывает пастырь, позвав обедать. В столовой нас уже ждет вкусный борщ и чай с вафлями. Юля произнесла молитву и трапеза началась.

Время пролетело незаметно. Уже четыре часа и пора ехать домой. Попрощавшись со своими новыми знакомыми, я отсчитываю тысячу шагов до своей остановки.
| Христиане Веры Евангельской — Пятидесятники
Автор: Карина Лукьянова
Первый поход в церковь пятидесятников

Воскресенье. До начала службы оставалось полчаса. Я подошла к непримечательной двухэтажной постройке, в которой находилась церковь пятидесятников. Зайдя внутрь, увидела занятых подготовкой к службе людей. Молодая женщина, познакомившись со мной, стала рассказывать, что привело ее сюда. Мне предложили присесть возле сцены, где выступает пастырь, я согласилась и заметила, что женщина ни на минуту не отходит от меня. Села она тоже рядом со мной. Я не увидела ни единой иконы на стенах, только фотографии улыбающихся людей. Свечей нет. На сцене стоял большой крест, рядом с ним прозрачная тумба.

За 15 минут до служения пришел и сам пастырь, который сразу подошел ко мне с приветствием и вопросами, кто я и откуда. В зале около 20 человек: мужчины, женщины и дети. Последних до начала службы отвели в специальную комнату, где за ними присматривали.

Служба началась песней, слова которой высвечивались на экране. Кто-то начал плавно качаться из стороны в сторону, некоторые же прыгали и хлопали в ладоши над головой. Все это напомнило мне караоке, только в конце не были выставлены баллы за пение. Потом на сцену вышел мужчина, держа в руках урну с надписью «Молитвенные нужды», в которую все желающие могли внести пожертвования. Началась молитва: был слышен только тихий шепот людей с закрытыми глазами. Помолившись, все обнимали друг друга — этот ритуал называется «поприветствуй ближнего своего».

Пастырь начал проповедь. На каждом богослужении темы проповедей различны, сегодня — тема семьи. «Если ты обвенчался с женщиной или мужчиной, то это один раз и на всю жизнь. Вы можете любить или ненавидеть друг друга — это нормально. Да, у нас с женой бывают разные моменты в супружеской жизни. Иногда я ее ненавижу, она меня злит, но потом вечером я иду молиться и раскаиваюсь за это перед Богом».

Проповедь закончилась, и все присутствующие подошли к столику с двумя чашами «Пожертвование» и «Десятина», чтобы внести пожертвования. Вдруг пастырь вызвал меня на сцену, как новенькую. Я не знала, чего можно ожидать от этого… Он приложил свои руки к моей голове и начал молиться с остальными людьми. «Теперь ты приближённая к Богу», — сказал он мне по окончании молитвы. Все присутствующие остались в зале, а меня отвели в маленькую комнату, где выдали мне книгу «Новый завет» и записали все мои данные — ФИО, адрес, номер телефона, дату рождения.
Источник: vk.com/cxm_belgorod
Девочка из церкви

С Алиной мы договорились встретиться в кофейне вечером.

— Алина, а что тебя привело в церковь?
— Я хожу в церковь уже пять лет. Познакомили меня с религией отец и мачеха.
— Я видела, что ты поёшь в начале службы. Чем ещё занимаешься в церкви?
— Я занимаюсь прославлением Бога песнями. А еще веду домашнюю группу для молодежи. У нас есть домашние группы — мужская, женская, молодежная. Проходят они раз в неделю. Мы собираемся дома у лидера группы и обговариваем прошлое служение, а также темы повседневной жизни.
— Все ли вы рассказываете пастырю?
— Да, конечно. У нас нет секретов друг от друга. Лидер знает все: если вдруг согрешил, то рассказываешь об этом руководителю, а он молится за тебя.
— А есть у вас еще какие-то мероприятия, помимо воскресных служб?
— У нас есть различные всероссийские мероприятия: молодежные, мужские, женские и региональные конференции. Иногда на такие мероприятия приезжают пастыри из других стран.
Второй поход в церковь

Воскресенье следующей недели. Внутри меня встречали уже как свою, но без энтузиазма. Женщина, познакомившаяся со мной в мой первый приход, уже заняла мне место возле себя. В этот раз людей больше, примерно 30 человек. Перед службой на экране появилась видеореклама различных церковных мероприятий и лагерей для детей.

На сцену вышли двое мужчин, которые решили рассказать, как Бог помог им за эту неделю. Одному вовремя вернули долг, а второму кто-то помог с ремонтом машины. Этот ритуал называется «Свидетельства перед службой».

Появившаяся на сцене жена пастыря очень эмоционально проповедовала о пожертвованиях. Также пятидесятники раз в месяц после служения собирают финансы на миссию. Деньги идут из разных городов, и их отправляют миссионерам, а также нуждающимся.

В конце служения, во время традиционной финальной молитвы, я заметила, что стоящий рядом со мной мужчина не молится. А через несколько минут он уже стоял на сцене, как я еще неделю назад. Ясно: новенький.
| Адвентисты Седьмого Дня
Автор: Елизавета Куравина
Субботним утром я спешила к белому зданию, под крышей которого оранжевым кирпичом выложен крест. На ступеньках разговаривали нарядные люди, в ворота въезжали дорогие автомобили, а я в толстовке и джинсах.

Внутри меня встретил улыбающийся мужчина и объяснил, где оставить куртку и куда идти. В главном зале ряды деревянных лавочек были обращены к невысокой сцене с трибуной, цветами и черным роялем в углу, над сценой — простой крест без украшений и позолоты, сбоку — белый экран и проектор. Помещение заполняло около сотни людей. Прихожане по 10−15 человек что-то оживленно обсуждали, над каждой группой стояли мужчина или женщина и направляли ход беседы.
Я села в стороне, не решившись присоединиться к ним.

— Здравствуйте, вы у нас первый раз? — ко мне подсела светловолосая женщина лет 45. — Меня тетя Настя зовут.
— Первый, — я кивнула и смущенно улыбнулась. — И я немного волнуюсь.

Тетя Настя рассказала, что пришла в церковь Адвентистов Седьмого Дня двадцать лет назад, после разочарования в православии. С ней вместе ходят муж и сын. Из-за того, что адвентистам нельзя работать по субботам, ей пришлось сменить работу.

— Ослушание — это нарушение закона, — говорит она. — Мы не должны быть в долгу у Бога.

Долгам посвящен и сегодняшний урок субботней школы. Мы с тетей Настей подсаживаемся к одной из групп, занятие ведет крупный мужчина в чёрном костюме.

— Нужно ли брать в долг? Как простить должника, если у него нет денег? — задает он вопросы прихожанам.

Люди размышляют и приводят цитаты из Библии или книги с уроками, которые лежат у каждого на коленях.

— Вот написано, что в рост, под проценты, брату нельзя давать, — мужчина, сидящий сзади меня, бородой и формой носа очень похож на Кадырова, даже в его интонации проскальзывает что-то от чеченского президента.
— А брат у нас кто? Мы с тобой братья, в церкви, родные. А другим, значит, можно?
— Христианин тем и отличается, что если к тебе пришел человек, у которого нет денег, то Бог тебя побудит ему помочь.

От вопросов материальных постепенно перешли к духовным:
— Бог постоянно спасает грешников от их греховного долга, — с улыбкой произносит пенсионерка в нарядной блузке.
— Все взаимосвязано, братья и сестры, — подчеркивает ее слова учитель. — Наша жизнь связана с нашей духовной жизнью. Молитесь друг за друга, и я буду молиться вместе с вами.

Урок закончился. На сцену в фиолетовых балахонах вышли хористы и хористки и запели «Научи меня, Боже, любить». На экране высветились слова песни. Музыкальная молитва лилась между рядов, голоса прихожан соединились с пением хора, а я молчала, отчего чувствовала себя неуютно.
Источник: esd.adventist.org
Объявили небольшой перерыв, мы с тетей Настей разговорились.

— Почему существует столько разных религиозных направлений? Бог же должен быть един…
— Все подчиняются одному Богу, — кивнула тетя Настя. — Я не говорю, что мы идеальные — нет, мы тоже делаем ошибки. Но, когда мы берем Священное Писание и не выбрасываем оттуда ничего, своего не приписываем, значит, мы правильно идем. Здесь изучают Слово Божие так, как оно есть. И стараются жить именно по этому. А другие говорят: «Этот стих мне не подходит, мне в этой церкви не нравится, пойду в другую». В других церквях тоже есть люди, которые действительно верят, но им не дано, не открыто… Поэтому много конфессий есть, потому что люди больше под себя веру подстраивают.

Пока тетя Настя рассказывала, я оглядывала зал и вдруг поняла, что нет свечей, так привычных православному человеку.

— А зачем нам свечи? — удивилась моя собеседница. — Раньше свечи были нужны для освещения, а теперь у нас электричество есть.

На экране начался обратный отсчет, как на бомбе в приключенческом кино. Раздалась резкая запись колокольного звона. Тылылынь-тылылынь. Прихожане расселись по местам.

Пастор пригласил всех присоединиться к тихой молитве: на этот раз слова каждый проговаривал про себя. На зал опустилась тишина, поэтому через несколько долгих секунд звуки его голоса показались громом. Он произнес слова приветствия и поздравил с днем рождения одну из прихожанок. Юбилярша рассказала, что в 60 лет умерла для «той» жизни, потому что открыла для себя церковь.

Пастор прочитал молитву в благодарность Богу, что тот приводит в церковь новых людей, и попросил здоровья для именинницы. Его мягкий голос звучал приятно, то замедляясь и затихая, то набирая силу и разносясь по залу.

Для молитв мы вставали еще несколько раз — за выздоровление тех, кто не смог прийти, за пришедших, за просьбы Богу, которые люди не захотели озвучивать.
Источник: esd.adventist.org
На сцену поднялась скромно одетая девушка и рассказала притчу о строителе, которому люди помогали переносить цемент для фундамента подручными средствами. Оказалось, что на том месте строилась адвентистская церковь. А строитель потом проникся верой и стал помогать воздвигать церкви в других городах.

— Наши десятины и пожертвования поддерживают развитие церкви в более чем в 200 странах. Пусть вознесение десятины и принесение пожертвований поможет обратить в веру новых людей здесь и во всем мире! — закончила историю девушка. И вдоль проходов пошли люди с подносами, на которые прихожане клали подготовленные конверты.

— Сегодня сокращенное богослужение, потому что сейчас будет детская проповедь, — объяснила на перерыве тетя Настя. — Ребята иногда готовят такие концерты к праздникам.

После очередного «тылылынь» на ступеньках сцены расселись дети лет трех-пяти в нарядных платьях и костюмчиках. Женщина с добрым лицом воспитательницы детского сада рассказала ребятам, что Бог сделал людей разными, чтобы было интересно жить. Потом вышел мальчик постарше и поделился притчей, что как художник затачивает карандаш, так и Господь затачивает людей, помогая им стать лучше и найти свое призвание.

— Наше предназначение в том, чтобы оставить на Земле добрый след, — подчеркнула воспитательница. И в память о притче ребята подарили прихожанам самодельные закладки в виде цветных карандашей.

Затем выступал хор, дети читали стихи о вере, показывали сценки по библейским мотивам. Подростки говорили о роли мужчины и женщины в семье, любви к родителям, взаимопонимании и поддержке. Позже я узнала у одной из девушек, что в церкви запрещено сожительство без брака, а вот союз с представителями других конфессий вполне возможен: весь вопрос в том, как договориться, в какой вере воспитывать ребенка.

После выступления детей слово взял пастор и похвалил ребят за проделанную работу.

— Пусть Господь поможет нам сохранить открытое сердце, чтобы Бог и дальше совершал свою великую работу по преображению наших характеров. Чтобы, будучи объединены в одни семьи, муж мог быть главой и благословением для жены и делать все, чтобы ее потенциал раскрывался, и чтобы жена была огромным благословением для мужа и для детей, помогая им раскрыться.

После богослужения я вышла из церкви, думая о сочетании запретов, которыми люди осознанно сковывают свою жизнь, и добрых истин, которым учат детей.

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website